Билет № 1
- Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
- Имеется фрагмент электронной таблицы. По данным таблицы были построены диаграммы. Выбрать соответствующие таблице и озаглавить их.
Рассмотрим 1 вопрос:
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.Информация может существовать в виде:
- текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- световых или звуковых сигналов;
- радиоволн;
- электрических и нервных импульсов;
- магнитных записей;
- жестов и мимики;
- запахов и вкусовых ощущений;
- хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.
Понятие информации является основополагающим в науке наряду с такими понятиями как вещество и энергия. Всё, что нас окружает, можно отнести либо к веществу, либо к энергии, либо к информации.
Человек с момента своего рождения познает окружающий мир, пытается его понять, т.е. получить о нем информацию. На уроках физики, биологии, географии учащиеся знакомятся с явлениями, процессами и объектами, которые были описаны учеными в процессе научных исследований. Таким образом, обучаясь в школе, человек получает информацию. Информация нужна людям для того, чтобы правильно выполнять каждодневные обязанности: прогноз погоды, сведения, которые предоставляют нам средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), расписание уроков в школе, график работы поликлиники и т.п.
Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмы и их клетки. Организм обладает рядом свойств, отличающих его от неживых материальных объектов. Основные из них:
Человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы - наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Информацию, с которой имеет дело человек можно разделить на два вида: на символьную и образную. К символьной относится информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной (знаковой) форме. Все остальное, не относящееся к этому, будем называть образной информацией. Образная информация — это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником; она воспринимается всеми органами чувств человека.
Язык — это определенная система символьного представления информации. Языки делятся на две группы: естественные и формальные.
Естественные языки — это исторически сложившиеся языки национальной речи. Для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной речи.
Формальные языки — это искусственно созданные языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму. Для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка и пр.).
Человек с момента своего рождения познает окружающий мир, пытается его понять, т.е. получить о нем информацию. На уроках физики, биологии, географии учащиеся знакомятся с явлениями, процессами и объектами, которые были описаны учеными в процессе научных исследований. Таким образом, обучаясь в школе, человек получает информацию. Информация нужна людям для того, чтобы правильно выполнять каждодневные обязанности: прогноз погоды, сведения, которые предоставляют нам средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), расписание уроков в школе, график работы поликлиники и т.п.
Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмы и их клетки. Организм обладает рядом свойств, отличающих его от неживых материальных объектов. Основные из них:
- непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой;
- раздражимость, способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма;
- возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей;
- самоорганизация, проявляемая как изменения организма для адаптации к условиям внешней среды;
Язык как способ представления символьной информации.
Человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы - наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Информацию, с которой имеет дело человек можно разделить на два вида: на символьную и образную. К символьной относится информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной (знаковой) форме. Все остальное, не относящееся к этому, будем называть образной информацией. Образная информация — это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником; она воспринимается всеми органами чувств человека.
Язык — это определенная система символьного представления информации. Языки делятся на две группы: естественные и формальные.
Естественные языки — это исторически сложившиеся языки национальной речи. Для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной речи.
Формальные языки — это искусственно созданные языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму. Для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка и пр.).
Назначение формального языка — адекватное описание системы понятий и отношений, свойственных для данной предметной области.
С любым языком связаны следующие понятия: алфавит — множество используемых символов; синтаксис — правила записи языковых конструкций (текста на языке).
Информацию, циркулирующую в компьютере, можно разделить на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операторы). Информацию, представленную в форме, пригодной для хранении, передачи и обработки компьютером принято называть данными. Способ представления данных в компьютере называется языком представления данных.
Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Поэтому, можно выделить следующие формы представления информации:
- текст на естественном языке в устной или письменной форме;
- графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
- символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.
Что же человек делает с полученной информацией?
Он ее стремится сохранить, запомнить, записать, передает её другим людям или пытается защитить от несанкционированного доступа. Человек обрабатывает информацию и сам создает новую информацию, копирует ее, изменяет, упрощает, ищет и т.п. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
Основные информационные процессы.
- Хранение информации;
- Передача информации;
- Обработка информации.
Хранение информации.
С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.
Носитель информации – это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Память человека можно назвать оперативной памятью. Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри нас.
Все прочие виды носителей информации можно назвать внешними (по отношению к человеку): дерево, папирус, бумага и т.д. Хранилище информации - это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования (например, архивы документов, библиотеки, картотеки). Основной информационной единицей хранилища является определенный физический документ: анкета, книга и др. Под организацией хранилища понимается наличие определенной структуры, т.е. упорядоченность, классификация хранимых документов для удобства работы с ними.
Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений), наличие защиты информации.
Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято называть данными. Организованные хранилища данных на устройствах внешней памяти компьютера принято называть базами и банками данных.
Передача информации.
Схема передачи информации:
Источник информации – информационный канал – приемник информации.
Информация представляется и передается в форме последовательности сигналов, символов. От источника к приёмнику сообщение передается через некоторую материальную среду. Если в процессе передачи используются технические средства связи, то их называют каналами передачи информации (информационными каналами). К ним относятся телефон, радио, ТВ. Органы чувств человека исполняют роль биологических информационных каналов.
Процесс передачи информации по техническим каналам связи проходит по следующей схеме (по Шеннону):
Термином «шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим причинам: плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных потоков информации, передаваемой по одним и тем же каналам. Для защиты от шума применяются разные способы, например, применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума.
Скорость передачи информации – это информационный объем сообщения, передаваемого в единицу времени. Поэтому единицы измерения скорости информационного потока: бит/с, байт/с и др.
Обработка информации.
Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.
К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.
Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.
Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.
Комментарии
Отправить комментарий