Системы счисления



Тема «Системы счисления. Кодирование чисел.» рассматривается после того, как введены ключевые понятия: язык (естественный и формальный), алфавит, символ, код, кодирование, декодирование, двоичный код. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы.
Существуют разные способы записи чисел (римские и арабские цифры, запись времени), римские цифры используются для обозначения столетий в учебниках истории, с помощью 10 арабских цифр можно обозначить любое количество предметов, т.е. записать любое число и т.п.
Значение, которое несет каждая цифра числа в привычном способе записи чисел, зависит не только от того, какая это цифра, но и от позиции, которую она занимает в числе.
Десятичная система счисления является позиционной. Алфавит этой системы счисления: 0, 1, 2, 3. 4. 5, 6, 7, 8, 9. Количество символов в алфавите системы счисления называется её основанием. Рассмотрим состав чисел, выполним следующие задания:
1) Разложите по разрядам 5004, 10506, 3800
2) Найди общее и отличия в группах:
А) 800, 80, 8   Б) 800, 080, 008   В) 8/1, 8/10, 8/100 
Рассмотрим обобщенную формулу записи числа:
Запись произвольного числа N в некоторой позиционной системе счисления основывается на представлении этого числа в виде многочлена:
N = anСn + an-1 Сn-1+ ... + a2С2 + a1С1 + a0С0,
где С – основание системы счисления.
Система счисления — это определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Следует показать ученикам алфавиты различных позиционных систем счисления. Далее нужно научить учеников записывать натуральный ряд чисел в различных позиционных системах.
Одно важное замечание: ни в коем случае нельзя называть недесятичные числа так же, как десятичные. Например, нельзя называть восьмеричное число 238 как двадцать три. Надо говорить: «Два – три».
Примеры развернутых записей чисел в различных системах счисления:
1)      235,43210 = 2*102 + 3*101+ 5*100+ 4*10-1+3*10-2 +2*10-3
2)      235,4326 = 2*62 + 3*61+ 5*60+ 4*6-1+3*6-2 +2*6-3
3)      235,4328 = 2*82 + 3*81+ 5*80+ 4*8-1+3*8-2 +2*8-3
Развернутая форма служит для перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Примеры перевода чисел из пятеричной и восьмеричной систем счисления в десятичную систему счисления:
1)      423,3125 = 4*52 + 2*51+ 3*50+ 3*5-1+1*5-2 +2*5-3 = 113,01651210
2)      423,3128 = 4*82 + 2*81+ 3*80+ 3*8-1+1*8-2 +2*8-3 = 275,00407410
Задания:
1. Запишите в развернутом виде числа:
1435110; 143518; 143516; 1435116; 143513
2. Запишите в десятичной системе числа:
8819                423,28             1203                100,34
Для вычисления значения числа по его развернутой форме существует удобный прием, который называется вычислительной схемой Горнера. Суть его состоит в том, что развернутая запись числа преобразуется в эквивалентную форму с вложенными скобками.
Если число в b-ричной системе счисления равно
то для перевода в десятичную систему вычисляем такую сумму:
или, в более наглядном виде:
либо, наконец, в виде схемы Горнера:
Например:
17538 = (1×83 + 7×82 + 5×81 + 3)10 =((1×8 + 7) ×8 + 5) × 8 + 3. 
Схема Горнера сводит вычисление таких выражений к минимальному числу операций.
Перевод десятичных чисел в другие системы счисления — задача более сложная.
Алгоритм: чтобы перевести целую часть числа из десятичной системы в систему счисления основанием С, нужно разделить ее на С, а остаток даст младший разряд числа. Полученное частное необходимо разделить на С и т.д. Чтобы перевести дробную часть, ее необходимо умножить на С. Целая часть полученного произведения будет первой после запятой, затем полученную дробную часть необходимо снова умножить на С и т.д., в зависимости от того, сколько цифр после запятой вам нужно.
Задания:
1)      Перевести из 10 системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
a.       155
b.      3205
c.       119
d.      97
e.       170
f.       111
g.      273
h.      4096
2)      Какое число предшествует числу 102 в двоичной системе счисления?
3)      Какое из чисел в двоичном представлении содержит равное количество нулей и единиц (двоичное представление числа начинается с цифры «1»)?
4)      Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
5)      Переведите число 0,0112 в десятичную систему счисления.
6)      Переведите число 0, 75 в двоичную систему счисления.
7)      Переведите число 0,3214 в двоичную систему счисления.
Ссылки на литературу и Интернет-ресурсы по теме:
http://demashov.edurm.ru/uroki%20i%20cor/9klass/urok28/28.htm


Комментарии