Тема
«Системы счисления. Кодирование чисел.»
рассматривается после того, как введены ключевые понятия: язык (естественный и
формальный), алфавит, символ, код, кодирование, декодирование, двоичный код.
Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что
числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для
внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют
шестнадцатеричную или восьмеричную системы.
Существуют разные способы записи
чисел (римские и арабские цифры, запись времени), римские
цифры используются для обозначения столетий в учебниках истории, с помощью 10
арабских цифр можно обозначить любое количество предметов, т.е. записать любое
число и т.п.
Значение, которое несет каждая цифра числа в
привычном способе записи чисел, зависит не только от того, какая это цифра, но
и от позиции, которую она занимает в числе.
Десятичная система счисления является позиционной. Алфавит этой системы счисления: 0, 1, 2, 3. 4. 5, 6, 7, 8, 9. Количество символов в алфавите системы счисления называется её основанием. Рассмотрим состав чисел, выполним следующие задания:
1) Разложите по разрядам 5004, 10506, 3800
2) Найди общее и отличия в группах:
А) 800, 80, 8 Б) 800, 080, 008 В) 8/1, 8/10, 8/100
А) 800, 80, 8 Б) 800, 080, 008 В) 8/1, 8/10, 8/100
Рассмотрим обобщенную формулу записи числа:
Запись произвольного
числа N в некоторой позиционной системе счисления
основывается на представлении этого числа в виде многочлена:
N = anСn + an-1 Сn-1+ ... +
a2С2 +
a1С1 +
a0С0,
где
С – основание системы счисления.
Система
счисления — это определенный способ представления чисел и соответствующие ему
правила действия над числами.
Следует
показать ученикам алфавиты различных позиционных систем счисления. Далее нужно
научить учеников записывать натуральный ряд чисел в различных позиционных
системах.
Одно
важное замечание: ни в коем случае нельзя называть недесятичные числа так же,
как десятичные. Например, нельзя называть восьмеричное число 238 как
двадцать три. Надо говорить: «Два – три».
Примеры
развернутых записей чисел в различных системах счисления:
1)
235,43210
= 2*102 + 3*101+ 5*100+ 4*10-1+3*10-2
+2*10-3
2)
235,4326
= 2*62 + 3*61+ 5*60+ 4*6-1+3*6-2
+2*6-3
3)
235,4328
= 2*82 + 3*81+ 5*80+ 4*8-1+3*8-2
+2*8-3
Развернутая
форма служит для перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Примеры
перевода чисел из пятеричной и восьмеричной систем счисления в десятичную
систему счисления:
1)
423,3125
= 4*52 + 2*51+ 3*50+ 3*5-1+1*5-2
+2*5-3 = 113,01651210
2)
423,3128
= 4*82 + 2*81+ 3*80+ 3*8-1+1*8-2
+2*8-3 = 275,00407410
Задания:
1.
Запишите в развернутом виде числа:
1435110;
143518; 143516; 1435116; 143513
2.
Запишите в десятичной системе числа:
8819 423,28 1203 100,34
Для вычисления значения числа по его развернутой форме
существует удобный прием, который называется вычислительной схемой Горнера. Суть его состоит в том, что развернутая запись числа преобразуется в
эквивалентную форму с вложенными скобками.
Если число в b-ричной системе счисления равно
или, в более наглядном виде:
либо, наконец, в виде схемы Горнера:
17538 = (1×83 + 7×82 +
5×81 + 3)10 =((1×8 + 7) ×8 + 5) × 8 + 3.
Схема Горнера сводит вычисление таких
выражений к минимальному числу операций.
Перевод десятичных чисел в другие системы счисления —
задача более сложная.
Алгоритм: чтобы перевести целую часть числа из
десятичной системы в систему счисления основанием С, нужно разделить ее на С, а остаток даст
младший разряд числа. Полученное частное необходимо разделить на С и т.д. Чтобы
перевести дробную часть, ее необходимо умножить на С. Целая часть
полученного произведения будет первой после запятой, затем полученную дробную
часть необходимо снова умножить на С и т.д., в зависимости от того, сколько
цифр после запятой вам нужно.
Задания:
1)
Перевести
из 10 системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
a.
155
b.
3205
c.
119
d.
97
e.
170
f.
111
g.
273
h.
4096
2)
Какое
число предшествует числу 102 в двоичной системе счисления?
3)
Какое
из чисел в двоичном представлении содержит равное количество нулей и единиц
(двоичное представление числа начинается с цифры «1»)?
4)
Сколько
единиц в двоичной записи числа 195?
5)
Переведите
число 0,0112 в десятичную систему счисления.
6)
Переведите
число 0, 75 в двоичную систему счисления.
7)
Переведите
число 0,3214 в двоичную систему счисления.
Ссылки на
литературу и Интернет-ресурсы по теме:
http://demashov.edurm.ru/uroki%20i%20cor/9klass/urok28/28.htm
Комментарии
Отправить комментарий